В такие процветающие времена, как династия Тан, не могли не появляться выдающиеся личности. Именно к таковым относится и великий исследователь и мастер – Лу Юй (733-804 гг.).
У него была необычная судьба. Будучи трех дней отроду, его нашел на берегу озера города Цзинлин (современный Тяньмэнь, провинция Хубэй) известный буддийский настоятель Чжиди. Поняв, что мальчика бросили, он принес его в монастырь, а так как событие неординарное, то решил сделать прогноз по “Книге перемен”. Вышла 53 гексаграмма – «Течение», в которой были слова о приближающемся к берегу лебеде (гусе) и об использовании его оперения для ритуальных одежд.
Так он и дал имя мальчику- Лу (суша) и Юй (перья). Хотя позже Лу Юй обрастет еще несколькими именами: Хун (дикий гусь), Цзянь (приближаться), а к зрелым годам – Цзин Линцзы (Мудрец с красивого холма).
Живя у своего приемного отца при монастыре, он начнет постигать буддийское учение. Помимо этого, в 6 лет он уже хорошо писал иероглифы, а в 8 лет умел неплохо готовить чай, который оставит в его жизни огромный творческий и духовный след.
Принимать монашеский сан он не хотел и в 11 лет, оставив монастырь и попрощавшись со своим приемным отцом он начнет самостоятельную жизнь.
Первое время он свяжет свою жизнь с театральной труппой, в которой будет постигать актерское мастерство, поэзию (Лу Юй также считается одним из выдающихся китайских поэтов) и музыку.
В 13 лет его заметит на одном из выступлений в Цзинлине правитель этого города – Ли Циу. Ли Циу увидел в мальчике незаурядную личность и поспособствовал его обучению в частной школе. С этого времени у Лу Юя начнут появляться покровители из разных образованных семей, что способствует его развитию и расширению знаний.
В 21 год начинается его чайный путь. Есть история о том, что друзья подарили ему ослика, на котором он путешествовал по разным региона Китая. В 24 года он поселился на горе Гучжу (провинция Чжецзян), где построил себе хижину. Там он приобрел много друзей среди монахов, поэтов и интелектуалов того времени.
В своих путешествиях он исследовал чай с разных сторон: разные источники воды, предметную среду, традиции и обычаи народов, способы общения с чаем, чайную географию и ботанику того времени.
За несколько лет он побывал во многих восточных, юго-восточных и юго-западных провинциях Поднебесной: Хубэй, Хэнань, Аньхой, Цзянсу, Цзянси, Сычуань и других.
И, в конце-концов, все эти исследования, наложенные на собственный опыт Лу Юя, приведут к тому, что миру будет явлен первый в истории полноценный и глубокий труд о чае -«Ча Цзин» (Чайный Канон). До этого о чае писали небольшие эссе и заметки. Лу Юй же первым (в 778 г.) написал объемный, систематизированный и последовательный труд, можно сказать, энциклопедию.
Труд состоит из 10 разделов (3-х свитков ~ 7000 иероглифов), в которых описано: как правильно выбирать и оценивать воду, как варить чайный настой, правильный огонь для варки, предметная среда для сбора, подготовки к приготовлению чая, варки, хранения, ботаническое определение чая, чайная география того времени и многое другое.
Последние годы Лу Юй проведет в Хучжоу (провинция Чжецзян), где и будет похоронен.
Ни ценил он ни власть, ни богатсво, жизнь его была простой и в гармонии с миром. Позже его канонизировали как Ча Шэня (чайного божества) и Ча Сяня (чайного бессмертного).
В Китае говорят: «До Лу Юя чай был напитком, Лу Юй сделал его искусством», что очень точно отражает его новый, глубокий вклад в чайную культуру.