История чая. Часть 9: от династии Мин к династии Цин. От варки и взбивания чая, к завариванию и новым сортам.
В моду входит жасминовый чай.
Легенда повествует о том, как одна из поставок чая с юга в столицу из-за некачественной упаковки пропиталась запахами других продуктов.
Чтобы не выбрасывать товар, торговцы решили добавить в чай сильно пахнущие цветы жасмина, дабы перебить посторонние запахи. Неожиданно такой чай очень понравился жителям севера.
Так и появилась традиция изготовления жасминового чая. Помимо жасмина также стали добавлять в чай и другие цветы: хризантемы, розы, сливы, османтуса и другие.
Появившийся рассыпной чай очень понравился всем слоям общества, как за его вкусовые свойства, так и за удобство в приготовлении.
Именно благодаря рассыпному чаю в эпоху Мин изменится и способ приготовления чая на способ заваривания в чайниках.
Первые заварочные чайники стали делать в начале 16 века и уже к 18 в. эта традиция станет широко распространенной.
Способ приготовления чая выглядел следующим образом:
1. Засыпать чай в заварочный чайник.
2. Промыть листья горячей водой.
3. Дать чаю настояться (завариться).
4. Разлить чай по чашкам.
По сути так мы сейчас и продолжаем заваривать чай.
В 16-17 вв. количество используемых, для приготовления чая, предметов уменьшается, как и уменьшаются предметы в своих размерах, на фоне предшественников из прошлых эпох.
Но при этом предметная среда становится более утонченной и изысканной. Создаются разные стили глазурования, росписи, выды форм.
Активно распространяется «культура чайных домов» – мест, где протекала общественная жизнь.
В таких местах пили чай, подавалась еда, выступали артисты и музыканты, люди собирались для проведения времени за играми, там узнавали новости о том, что происходит вокруг.
Употребление чая окончательно входит в повседневный обиход каждого, становясь неотъемлемой частью его жизни.
Первая половина Династии Цин (1644- 1911 гг.) станет с одной стороны расцветом чайной культуры в Китае.
В то же время вторая половина Династии Цин станет периодом постепенного ухода от изысканности церемоний прошлого, глубокого философского осмысления Пути чая, в целом закатом и упадком в области чая.
С одной стороны чайная культура еще глубже проникнет в повседневный быт обычного человека, но с другой стороны мало кто уже искал «высокого и глубокого», так как был далек от этого.
Первая половина династии Цин (середина 17-го и конец 18 вв.) была отмечена появлением новых сортов чая.
В период 1610- 1650 гг. был выведен красный, в европейской традиции черный чай.
Местом его появления станет провинция Фуцзянь, а конкретнее – горы УИ Шань ,что находятся на северо-западе провинции.
Именно здесь появится чай под названием Лао Сун Сяо Чжун – «Старая сосна с малых кустов», знакомый нам сейчас под именами Лапсанг Сушонг, Чжень Шань Сяо Чжун.
Этот подкопченый на сосновых веточках чай станет популярен впоследствии не только в Китае , но и в Европе.
В 1640 году в этих же местах будет выведет сорт чая У Лун – «Черный дракон», заложивший основы для огромного многообразия новых чаёв и распространения этой технологии по другим регионам.
Например, в южные районы провинции Фуцзянь, где в 1736 году будет создан один из самых знаменитых улунов Те Гуаньинь – «Железная бодхисаттва сострадания».
Позже, с середины 18-го века технология производства улунов проникнет еще южнее – в провинцию Гуандун .
А с конца 18-го и начала 19 вв. улуны начнут делать и на острове Тайвань.
В 17 веке в провинции Хунань появится желтый чай Цзюнь Шань Инь Чжень – «Серебрянные иглы с горы правителя», или другой перевод – «Горы благородного мужа»
С 1796 года будет выведен еще один новый сорт с тонкой технологией изготовления, белый чай Бай Хао Инь Чжень – «Серебрянные иглы с белым ворсом».
Так первая половина династии Цин станет прародительницей большинства известных видов китайского чая и практически полностью сформирует технологии производства.
История чая. Часть 9: от династии Мин к династии Цин. От варки и взбивания чая, к завариванию и новым сортам.
В моду входит жасминовый чай.
Легенда повествует о том, как одна из поставок чая с юга в столицу из-за некачественной упаковки пропиталась запахами других продуктов.
Чтобы не выбрасывать товар, торговцы решили добавить в чай сильно пахнущие цветы жасмина, дабы перебить посторонние запахи. Неожиданно такой чай очень понравился жителям севера.
Так и появилась традиция изготовления жасминового чая. Помимо жасмина также стали добавлять в чай и другие цветы: хризантемы, розы, сливы, османтуса и другие.
Появившийся рассыпной чай очень понравился всем слоям общества, как за его вкусовые свойства, так и за удобство в приготовлении.
Именно благодаря рассыпному чаю в эпоху Мин изменится и способ приготовления чая на способ заваривания в чайниках.
Первые заварочные чайники стали делать в начале 16 века и уже к 18 в. эта традиция станет широко распространенной.
Способ приготовления чая выглядел следующим образом:
1. Засыпать чай в заварочный чайник.
2. Промыть листья горячей водой.
3. Дать чаю настояться (завариться).
4. Разлить чай по чашкам.
По сути так мы сейчас и продолжаем заваривать чай.
В 16-17 вв. количество используемых, для приготовления чая, предметов уменьшается, как и уменьшаются предметы в своих размерах, на фоне предшественников из прошлых эпох.
Но при этом предметная среда становится более утонченной и изысканной. Создаются разные стили глазурования, росписи, выды форм.
Активно распространяется «культура чайных домов» – мест, где протекала общественная жизнь.
В таких местах пили чай, подавалась еда, выступали артисты и музыканты, люди собирались для проведения времени за играми, там узнавали новости о том, что происходит вокруг.
Употребление чая окончательно входит в повседневный обиход каждого, становясь неотъемлемой частью его жизни.
Первая половина Династии Цин (1644- 1911 гг.) станет с одной стороны расцветом чайной культуры в Китае.
В то же время вторая половина Династии Цин станет периодом постепенного ухода от изысканности церемоний прошлого, глубокого философского осмысления Пути чая, в целом закатом и упадком в области чая.
С одной стороны чайная культура еще глубже проникнет в повседневный быт обычного человека, но с другой стороны мало кто уже искал «высокого и глубокого», так как был далек от этого.
Первая половина династии Цин (середина 17-го и конец 18 вв.) была отмечена появлением новых сортов чая.
В период 1610- 1650 гг. был выведен красный, в европейской традиции черный чай.
Местом его появления станет провинция Фуцзянь, а конкретнее – горы УИ Шань ,что находятся на северо-западе провинции.
Именно здесь появится чай под названием Лао Сун Сяо Чжун – «Старая сосна с малых кустов», знакомый нам сейчас под именами Лапсанг Сушонг, Чжень Шань Сяо Чжун.
Этот подкопченый на сосновых веточках чай станет популярен впоследствии не только в Китае , но и в Европе.
В 1640 году в этих же местах будет выведет сорт чая У Лун – «Черный дракон», заложивший основы для огромного многообразия новых чаёв и распространения этой технологии по другим регионам.
Например, в южные районы провинции Фуцзянь, где в 1736 году будет создан один из самых знаменитых улунов Те Гуаньинь – «Железная бодхисаттва сострадания».
Позже, с середины 18-го века технология производства улунов проникнет еще южнее – в провинцию Гуандун .
А с конца 18-го и начала 19 вв. улуны начнут делать и на острове Тайвань.
В 17 веке в провинции Хунань появится желтый чай Цзюнь Шань Инь Чжень – «Серебрянные иглы с горы правителя», или другой перевод – «Горы благородного мужа»
С 1796 года будет выведен еще один новый сорт с тонкой технологией изготовления, белый чай Бай Хао Инь Чжень – «Серебрянные иглы с белым ворсом».
Так первая половина династии Цин станет прародительницей большинства известных видов китайского чая и практически полностью сформирует технологии производства.