Чаочжоу Гунфу – Нематериальное культурное наследие Юнеско

Чайное искусство Чаочжоу Гунфу — это национальный проект нематериального культурного наследия провинции Гуандун . «Традиционные китайские методы приготовления чая и связанные с ними обычаи» включены в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО

 

 

и именно чайное искусство Чаочжоу Гунфу является главным Гунфу из всех вариаций чайной церемонии Китая. Город Чаочжоу является «родным городом чайной культуры гунфу в мире».

В 2008 году чайное искусство Чаочжоу Гунфу было включено во вторую часть национального списка нематериального культурного наследия.

./p>

ПОДРОБНЕЕ

Традиция Чаочжоу Гунфу: важнейшие письменные источники.

Одним из самых показательных в обозначение контекста является стихотворение «Чайная песня Чаочжоу Гунфу» (潮州工夫茶歌)
автора Чжан Хуаюнь.

 

 

Чжан Хуаюнь был известным мастером ранней оперы Теочью в районе Чаошань и уроженцем деревни Нигоу, города Ляоюань, провинции Гуандун.

В стихотворении он в эпитетах описывает процесс и впечатления от Чаочжоу Гунфу:

«Гармония, любовь, утонченность, чистота, созерцание – путь чая не имеет себе равных. ./p>

ПОДРОБНЕЕ

Традиция чаепития чая Дань Цун провинции Гуандун.

Чаошань или Чаочжоу Гунфу – уникальный традиционный обычай чаепития северо-восточной части провинции Гуандун, прежде всего, округа Чаочжоу.

 

 

Пить чай Гунфу — самое распространенное явление в повседневной жизни жителей района Чаошань, округа Чаочжоу в провинции Гуандун. После еды, когда приходят в гости или встречаются друзья, у них всегда есть чайник с чаем в качестве компаньона. В Чаочжоу чай считается лучшим этикетом гостеприимства./p>

ПОДРОБНЕЕ

История чая: Чай в России.

До того как чай попал к нам, на Руси существовала традиция употребления настоев и отваров из разных трав, а также изготовление рассолов (огуречный и капустный), сбитня из трав и меда, кваса, морковной и брусничной воды и многого другого. Появление чая внесло новое наполнение в истории популярных до этого напитков 

 

 

Уже позже, в 1618 году в дар русскому царю Михаилу Федоровичу Романову китайские посланники приподнесли несколько ящиков чая./p>

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть 11. Императорский чай.

В истории Китая в отдельную категорию был выведен особый род чаев, таких, которые заслуживали внимания самих императоров. Самый отборный, самый ценный из всего, что создавали мастера, подносили в дар императорской фамилии 

 

 

Это не только поднимало социальный статус мастера и делало его известным, но и давало старт к развитию, углублению качества отбора, совершенствованию технологии изготовления, а также популяризации того или иного сорта чая./p>

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть 10. От упадка к возрождению: Династия Цин

Период династии Цин отмечен не только появлением новых сортов чая, но и новыми веяниями в предметной среде. Новые виды «фарфоровых семейств»: фаланцай, фэнцай. 

 

 

Новые стили, виды глазурей, расширение тематики рисунка : цветы и птицы, изображения бессмертных…

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть 9: от династии Мин к династии Цин. От варки и взбивания чая, к завариванию и новым сортам.

В династию Мин становятся популярными цветочные чаи, хотя традиция добавлять цветы в чай была еще в династию Сун в 12-13 вв.
В моду входит жасминовый чай.

 

 

Появившийся рассыпной чай очень понравился всем слоям общества, как за его вкусовые свойства, так и за удобство в приготовлении.

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть 8. Династии Юань и Мин. От прессованного чая к рассыпному.

Одним из “переходных” в истории чая в Китае стала династия Юань (1206- 1368 гг.). В этот период Поднебесная была завоевана монголами, вторгшимися на ее земли.

 

 

Начальный этап монгольского правления отмечен падением интереса к чайной культуре. Ее утонченность и глубина были мало понятны новым правителям, что стало приводить к упадку прежних традиций.

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть 7. Династия Сун, чайные традиции и церемонии.

В династию Сун (960-1279 гг.) чай становится особо популярным в высших слоях общества.

Чаем увлекаются императоры, одним из таких правителей был Хуэй Цзун (правил 1101-1125 гг. ), написавший известный трактат: «Размышления о чае».

 

 

В это время крупные чиновники, а также писатели и каллиграфы – Цай Сян и Дин Вэй разрабатывают знаменитый рельефный декор на брикетах в виде «Дракона» и «Феникса», по эскизам которых начинают изготавливать прессованный чай. Такие плитки укладывали в шелковую ткань и в лакированные ящики, которые хранились в коробах из бамбука..

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть 6. Династия Тан, продолжение: Лошади в обмен на чай. Принцесса Вэн Чэн и чай Тибете.

В династию Тан (608-960 гг.) лошади были стратегическим товаром: стране приходилось периодически отражать как атаки извне, так и поддерживать стабильность внутри государства. Для этого нужна была сильная кавалерия, без которой армия не могла существовать и была бы ослаблена.

 

 

Кроме того, лошади являлись возможностью быстрой доставки товара и, соответственно, залогом успешной торговли, поэтому лошади были всегда востребованы. Свои хорошие породы вывести не получалось и поэтому они закупались у народов-кочевников. Лошадей закупали у уйгуров, тибетцев, но больше всего ценились.

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть 5. Чай в династию Тан (7-10 вв.)

В текстах династии Тан (608-960 гг.) способы изготовления, приготовления и питья чая, описываются следующим образом:

Изготовление:
Сбор листьев, пропаривание
Разминание – перетирание чайного листа
Спрессовывание вручную и укладка в формы

 

 

Сушка-запекание над углями связки блинов в печи (для этого в центре блина делали отверстие и связку из нескольких штук подвешивали на специальном пруте над очагом)

Упаковывание в бумагу или подвешивание связки блинов для хранения.

Приготовление чайного настоя.

Первый этап – подготовка к варке:

Лист нужно было прокалить (прожарить) над углями. Делали это специальными бамбуковыми или металлическими щипцами несколько раз то приближая чайную плитку к углям, то отдаляя, пока он не «вздуется» и не станет похожей на «форму жабьей спины»

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть 4: Лу Юй, автор первого трактата о чае.

В такие процветающие времена, как династия Тан, не могли не появляться выдающиеся личности. Именно к таковым относится и великий исследователь и мастер – Лу Юй (733-804 гг.).

 

 

У него была необычная судьба. Будучи трех дней отроду, его нашел на берегу озера города Цзинлин (современный Тяньмэнь, провинция Хубэй) известный буддийский настоятель Чжиди. Поняв, что мальчика бросили, он принес его в монастырь, а так как событие неординарное, то решил сделать прогноз по “Книге перемен”. Вышла 53 гексаграмма – «Течение», в которой были слова о приближающемся к берегу лебеде (гусе) и об использовании его оперения для ритуальных одежд.

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть 3

Новый виток в развитии чайной культуры начнется в династию Тан, в 7 в. н.э. Это был период расцвета: появляются новые виды искусства, ремёсел, также совершенствуются прежние.

 

 

В танскую эпоху выделяются такие понятия как «Чаляо» – чайные покои, «Чафа» – чайный дом, «Чаши» – чайная комната. Среди аристократии становятся популярны «Чаянь» – чайные пиры, а в среде философов, поэтов, художников набирают популярность «Чахуэй» – чайные встречи, более камерные и не такие роскошные, как чайные пиры

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть вторая: закладывание основ.

Одним из важных и переломных моментов в истории чая станет династия Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.). Именно в это время произойдут несколько революционных событий. Первое из них – начнет выделяться в отдельную категорию чайная утварь.

 

 

В период Хань чай становится увлечением китайской знати, появляется такой вид творчества, как чайная поэзия. В среде образованных людей возникает потребность выделить из общей массы столовой утвари предметы для общения с чаем.

ПОДРОБНЕЕ

История чая. Часть первая: начало пути.

Все мы любим сказки, истории. Они есть сок нашей жизни, отделяют нас от рутинности и обыденности, делают нашу жизнь более живой, яркой .

Начнем и мы с этого, так как история чая тоже началась с мифов и легенд.

В седые времена в Поднебесной правил один из трех мифических правителей (до него был Фуси, «Устроивший засаду на жертвенных животных»), а после него Хуан Ди – «Желтый Император», звали которого Шэнь Нун – «Божественный земледелец», правил он южными народами древнего Китая.

 

 

Обликом он был необычным: по одной версии у него было змеиподобное тело и голова человека, по другой – тело человека, голова быка и нефритовый живот. Цвет его тела был зеленым, цвета растительности.

ПОДРОБНЕЕ

Османтус (Гуй Хуа)

Название «османтус» происходит от греческого «osme» — ароматный и «anthos» — цветок. Он относится к вечнозелёным цветковым, лиственным растениям семейства маслиновых, рода османтус.

 

 

В Китае его стали называть Гуй Хуа (коричное дерево), но, по сути, к коричному дереву (коричник китайский из семейства лавровых) он отношения не имеет. Османтус — это кустарник или небольшое дерево, которого существует около 30 разновидностей. Произрастает он в тропических зонах — на Кавказе, в Азии, Китае и Японии.

ПОДРОБНЕЕ

Цветы жасмина (Моли Хуа)

Жасмин относится к вечнозелёным кустарникам семейства маслиновые. Место его произрастания — тропическая зона, в первую очередь Иран и Индия.

 

 

Принято считать, что в древний Китай жасмин попал из Персии Ирана по Великому шёлковому пути. Изначально его использовали в качестве цветка для украшения и наполнения приятными ароматами покоев китайской знати и богатых домов. История применения его в чайной культуре начинается с династии Сун (с XX–XXII вв). Именно в это время его стали добавлять в чай.

ПОДРОБНЕЕ

ГАБА улуны

Технология производства этого чая зародилась в Японии. Первые эксперименты стали проводить в 1984 году, в 1987 году технология была полностью утверждена, а в 1989 году её запустили в производство. Достижение заключалось в том, что японским учёным удалось практически всю глутаминовую кислоту в чае преобразовать в ГАМК.

 

 

ПОДРОБНЕЕ

Женьшеневый улун

По одной версии, добавлять в чай женьшень стали на Тайване, по другой – в провинции Фуцзянь континентального Китая. Традиция дополнять чай растениями и кореньями уходит ещё во времена династии Чжоу (XI – III вв. до нашей эры), хотя наиболее продвинутые способы, как, скажем, создание жасминовых чаёв, появился в XX – XXIII вв.

 

 

Тайваньские улуны не так сильно скручивают, поэтому им присуща менее округлая форма и “зеленистость” в листьях, в отличии от Китая, где чай принимает вид плотных каменистых гранул. Во вкусе заваренного чая можно почувствовать ярко выраженную сладость, которую ему в большей степени придаёт солодка, нежели женьшень (у женьшеня сладкий вкус дают “усики”, находящиеся внизу корня, но не сам корень).

ПОДРОБНЕЕ

Лао улуны (состаренные улуны)

В китайском языке есть слово «лао», которое означает «старый». Этимология этого слова очень интересна. В древности иероглиф «старый» состоял из трёх символов: «человек», «волосы» и «изменение». А в современном китайском языке слово «учитель» звучит как «лао ши», где «ши» созвучно слову «лев».

 

 

В двадцатом веке моду на состаренные чаи стал задавать Тайвань. Позже к его производству подтянулись и на континентальном Китае.

ПОДРОБНЕЕ

Мир улунов

Слово «улун» переводится как «чёрный дракон», хотя более точный перевод слова «у» — «вороной», то есть это оттенок цвета. Этот вид чая получил свое название за тёмный цвет листа и за его продольную скрутку с немного загнутыми краями, которая китайцам напоминала летящего извивающегося дракона.

 

 

Чай улун явил себя на закате китайской династии Мин, в 1640 году. Именно в это время на севере провинции Фуцзянь, в горах У И Шань, появилась технология его изготовления. Одним из первых стал улун Те Лохань («Железный архат»).

ПОДРОБНЕЕ

Пуэр

Поговорим сегодня о таком популярном чае, как Пуэр. Родина этого чая — юго-западная провинция Юньнань («Облачный юг»). На юго-западе она граничит с Бирмой, на юго-востоке — с Вьетнамом и Лаосом, а на северо-западе — с горными хребтами Тибета. По сути, она является тем местом, где зарождалась чайная культура, которая позже распространилась на север и восток Китая. 

 

 

Более двух тысяч лет назад здесь уже изготавливали свой чай, но то, что мы называем словом «пуэр», появится позже.

ПОДРОБНЕЕ

Тайваньские улуны

Многие знают слово «Тайвань». Но не все знают его значение. По-китайски «тай» означает терраса, а «вань» — бухта, залив. Хотя название острова также может быть связано с одним из коренных и многочисленных народов острова, который называется тайвоан. Европейцам же этот остров известен по тому, как его назвали португальцы — Формоза, что означает «прекрасный».

 

 

Именно на эту благодатную землю в период конца XVIII — начала IX века пришла традиция изготовления улунов. Пришла она с континента, с прибрежной провинции Фуцзянь, что расположена прямо напротив Тайваня.

ПОДРОБНЕЕ
Загрузка…
  • Корзина пуста.