Все мы любим сказки, истории. Они есть сок нашей жизни, отделяют нас от рутинности и обыденности, делают нашу жизнь более живой, яркой.
Начнем и мы с этого, так как история чая тоже началась с мифов и легенд.
В седые времена в Поднебесной правил один из трех мифических правителей (до него был Фуси, «Устроивший засаду на жертвенных животных»), а после него Хуан Ди – «Желтый Император», звали которого Шэнь Нун – «Божественный земледелец», правил он южными народами древнего Китая.
Обликом он был необычным: по одной версии у него было змеиподобное тело и голова человека, по другой – тело человека, голова быка и нефритовый живот. Цвет его тела был зеленым, цвета растительности.
Имя свое он получил в знак признательности людей за его великие дела. В те времена люди занимались, в основном, собирательством и охотой. Еды на всех не хватало, а людей становилось все больше. Шень Нун был заботливым правителем и, как гласит легенда , принес людям злаки, изобрел соху для обработки земли и научил свой народ землепашеству. С тех пор в Китае его почитают как покровителя сельского хозяйства.
Но у Шень Нуна было и еще два имени.
Он заметил, что употребление в пищу сырой необработанной еды может приводить к болезням желудка . И тогда он научил людей использовать огонь при приготовлении еды. Так появилось и другое имя – Янь Ди, «Огненный Император».
Много чего полезного сделал он для древних предков китайцев .
Но, обратимся наконец к чаю: именно за это открытие его и нарекли третьим именем – Яо Ван, «Повелитель, Князь Снадобий».
Он уходил в горы сам или посылал своих подчиненных на поиски лекарственных растений. Коренья и травы, что ему приносили или он находил сам, Шэнь Нун пробовал и оценивал на себе. И по тому, какое действие растение оказывало на организм, этот древний исследователь определял ядовитые или полезные свойства употребляемого.
Как-то раз в одном из своих путешествий, пробуя травы, он сильно отравился. Силы его уходили, Шэнь Нун под крону стоящего недалеко дерева. В этот момент с листика дерева упала капля росы и попала к нему в рот, потом вторая. Он поднялся с оставшимися силами, сорвал лист и стал его жевать. Сок пошел по телу ,жар стал уходить, появились силы, сознание стало проясняться.
Именно с этого момента и началась история знакомства человека с чаем.
С того времени Шэнь Нун брал с собой в свои исследования чайный лист, а своим подопечным повелел использовать чай как средство поддержания здоровья и жизненных сил.
Точную дату этого события мы не знаем ,но описаны годы жизни нашего первооткрывателя: 2737-2697 гг. до н. э., то есть история чая насчитывает уже почти пять тысяч лет.
Первоначально чай употребляли либо как средство поддержания здоровья, либо его употребляли как пищу. Этот период длился достаточно долго и, даже сейчас, некоторые народности китая продолжают употреблять чай в качестве еды, обжаривая его с рисом, маслом, специями и солью.
В династию Чжоу (11-3 вв до н. э.) стали закладываться первые ростки технологии обработки листьев. Чай обжаривали в глиняных или металлических сосудах, потом размельчали, просеивали и варили. Доведя воду до кипения, сосуд снимали с очага и разливали содержимое по чашам. Поскольку настой был достаточно крепким, горьким и терпким, в него добавляли корицу, имбирь и другие пряности для смягчения вкуса. Способы употребления могли отличаться у разных народов, но были во многом схожи.
Надо упомянуть, что районы распространения чая тогда были еще не такими обширными как сейчас и находились на территориях современных провинций: Юньнань, Сычуань , Гуйчжоу. Отдельной чайной утвари тогда тоже еще не существовало, утварь была двух типов: столовая (для еды) и ритуальная.
В эти же времена стала закладываться и основа того, что в будущем станет называться императорскими чаями – отборно собранный и обработанный чай начали подносить в дар правителям Чжоу.